Горячешный и триумфальный город,
Построенный на трупах, на костях
«Всея Руси» - во мраке финских топей,
Со шпилями церквей и кораблей,
С застенками подводных казематов,
С водой стоячей, вправленной в гранит,
С дворцами цвета пламени и мяса,
С белесоватым мороком ночей,
С алтарным камнем финских
чернобогов,
Растоптанным копытами коня…
М.А. Волошин
|
|
Санкт-Петербургу исполнилось триста лет. Любуясь его великолепием, всякий раз поражаешься, что этот город-музей, пронизанный историческими ассоциациями, по существу, еще очень молод. В этом главное отличие Петербурга от других крупнейших культурных центров мира и один из секретов его притягательности.
Петербург - уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.
Для русских Петербург – город-«европеец». Петр I, замышляя его строительство, думал прежде всего о том, что он станет морскими воротами России, «окном в Европу». Царь пригласил в строящуюся столицу множество иностранных зодчих, и именно им – Трезини, Растрелли, Кваренги, Камерону, Монферрану и другим западноевропейским мастерам – Петербург обязан прежде всего своим обликом. Архитектура города вобрала в себя лучшие достижения европейского градостроения. Однако, как не раз подчеркивалось, великолепные здания, возведенные здесь знаменитыми итальянскими и французскими или английскими архитекторами, приобретали какой-то особый размах, характерный именно для России.
В Петербурге все отличается соразмерностью и продуманностью. Петербург прежде всего – «регулярный» город. Однако при всей рациональности плана ощущения однообразия совершенно не возникает.
Плотные ряды домов, образующих улицы, радуют глаз разнообразием рисунка и колорита (см. "карту города"). Но придает городу эстетическую завершенность и делает его особенно эффектным наличие возвышающихся над основной массой зданий архитектурных доминант. Золоченые шпили и купола Адмиралтейства, Петропавловского собора, Николы Морского и, наконец, видного даже из-за города Исаакия не только оживляют общий вид города, смягчая его северную строгость, но и усиливают впечатление целостности и гармонии. Поразительное единство ансамбля при наличии ярко выраженных, запоминающихся акцентов – одна из наиболее привлекательных черт города на Неве.
|