|
|
ДВОРЦЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Недаром Санкт-Петербург считается городом дворцов. Он занимает первое место в России не только по числу дворцовых строений, но и по богатству их отделки. Ничего странного в этом нет: именно в Петербурге на протяжении 200 лет жили цари и их родственники, крупные чиновники, значительная часть аристократии. Собранные со всей России капиталы они расходовали на строительство пышных дворцов в самом городе и его окрестностях. Некоторые вельможи имели по несколько дворцов. А императоры и императрицы в дополнение к Зимнему, который был их главной резиденцией, строили меньшие дворцы по своему вкусу. Долгое время архитектурный облик города определяли дворцы, а также военные и официальные здания. В Петербурге, в отличие от Москвы, не получили большого распространения пышные купеческие особняки. Представители торгово-промышленного мира покупали старые дворцы или строили себе дома на окраинах, в дачных районах. Вплоть до 1917 г. архитектура центра подчеркивала вкусы истинных хозяев города – аристократов и чиновников. Их блистательный дворцовый Петербург резко контрастировал с окружавшим его унылым миром казарм и заводов. (см. также статью "Пригороды Санкт-Петербурга")
|
|
С самого основания Петербург строился строго по плану, и все проекты домов утверждала Канцелярия городовых дел. Специальные чиновники должны были следить, чтобы фасады домов стояли на одной линии, чтобы не было чересчур вызывающих архитектурных деталей и слишком больших «приусадебных участков». Именно из-за этого всеобъемлющего регулирования в городе подолгу господствовали определенные стили и направления в архитектуре. Сначала в моде было барокко, затем ему на смену пришли классицизм, ампир, наконец, эклектика и модерн. Для возведения царских дворцов приглашали лучших иностранных архитекторов. Среди них – Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Жан Батист Леблон. Затем этих архитекторов наперебой зазывали к себе петербургские вельможи.
|
ЛЕТНИЙ И ЗИМНИЙ
Летний дворец Петра I – самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. Уже около 1704 г. территорию на левом берегу Невы – там, где из нее вытекает река Фонтанка, - отвели под летнюю царскую резиденцию Здесь был заложен «царский огород» (будущий Летний сад ) и возведено небольшое деревянное здание «голландского фасада, пестро раскрашенное» под кирпичную кладку. Однако уже около 1708 г. к работам был привлечен первостроитель Петербурга архитектор Д.Трезини, который и построил вместо деревянного каменный Летний дворец, принявший царя 12 апреля 1712 г.
Парадная резиденция Петра I в новой столице мало напоминает дворец в обычном понимании этого слова. Простое прямоугольное двухэтажное здание перекрыто четырехскатной черепичной кровлей. Его фасады первоначально украшали только скромные наличники прямоугольных окон; лишь позднее между окнами разместили 29 рельефов на мифологические темы, напоминающих о победе России в Северной войне (1700-1721). Планировка обоих этажей одинаковая: по семь комнат на каждом. На первом этаже находились апартаменты Петра I, на втором – Екатерины I. Из скромного убранства их покоев сохранились изразцовые печи, разные дубовые панно, потолочные живописные плафоны. Летний дворец был невелик, поэтому со стороны реки Фонтанки возвели соединявшиеся с ним так называемые «людские покои», но площадь их в три раза превосходившие сам дворец: в них было 40 комнат, размещались библиотека и коллекции царя.
|
«Людские покои» не дошли до наших дней, но сохранился Летний сад. Заложенный по повелению и первоначальному плану Петра I, в 1704-1730 гг. он был разбит в «регулярном стиле» (со строго геометрической сеткой аллей) и украшен многочисленными скульптурными мраморными группами, статуями, бюстами. За изваяниями царь специально посылал в Италию.
|
Из первоначальных 259 скульптур сохранились лишь89. До катастрофического наводнения 1777 г. были в парке и фонтаны. Для их питания Петр I заказал французскому инженеру Дезагулье первую в России паровую машину и повелел прорыть Лиговский канал. Со стороны Невы Летний сад в 1773-1786 гг. был обнесен самой красивой в Петербурге оградой – кованой решеткой, выполненной по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова.
|
|
|
Разительно отличается от самого маленького и скромного царского дворца самое масштабное и великолепное строение – Зимний дворец. Задумана и воплощена главная императорская резиденция была с размахом. Пожелания императрицы , Елизаветы Петровны, были выполнены В. В. Растрелли; сама же государыня не дожила до окончания строительных работ. В завершенном в 1762 г. дворце было 1050 покоев, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон, а общая длина фасадов по периметру составляла почти 2 км. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора Зимний не имеет себе равных в Петербурге.
Интерьеры дворца неоднократно переделывались – от первоначального оформления сохранилась лишь широкая, расходящаяся в стороны парадная Иорданская лестница. Через нее в праздник Крещения члены императорской семьи и высшее духовенство выходили для совершения обряда водосвятия к "иордани«-проруби во льду Невы. В 1826 г. во дворце была открыта Военная галерея 1812 г. – собрание портретов русских полководцев, участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. на стенах галереи, выстроенной архитектором К. И. Росси, в пять рядов были развешаны 332 портрета российских военачальников.
|
17 декабря 1837 г. дворец постигло страшное бедствие – из-за неисправности в одной из печных труб начался пожар, продолжавшийся более 30 часов. Благодаря героизму пожарных и солдат Дворцовой роты были спасены хранившиеся в Зимнем дворце бесценные сокровища. Это знамена лейб-гвардейских полков, утварь и иконы обеих дворцовых церквей, портреты Военной галереи , драгоценности императорской фамилии, мебель, зеркала, люстры, скульптуры и др. от самого здания остались только стены и своды первого этажа. Для восстановления дворца была образована специальная
|
комиссия, в которую вошли ведущие архитекторы того времени. К 1840 г. строительство нового дворца закончилось. Лишь небольшая часть залов была воссоздана в близком к первоначальному виде. В ознаменование этого события повелением Николая I была выбита золотая медаль с девизом «Усердие все превозмогает», а руководивший работами генерал П. А. Клейнмихель получил титул графа.
|
|
|
Зимний дворец вплоть до 1917 г. продолжал оставаться главной официальной резиденцией российских императоров. В 1918 г., уже при новой власти, часть помещений, а в 1922 г. все здание было передано музею – Государственному Эрмитажу.
| |
|