ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Будущая столица Российской империи начиналась не только с крепости, но и с храма. 23 июня 1703г., спустя пять недель после начала строительства Петропавловской крепости, под грохот пушечного салюта в ней заложили первую церковь города – собор во имя апостолов Петра и Павла. По преданию, деревянная церковь была сооружена по эскизу Петра I. Судя по рисункам и гравюрам XVIII в., она сильно отличалась от традиционных русских построек. В плане храм напоминал крест, по сторонам от главного входа возвышались две круглые башни со шпилями, такой же шпиль венчал единственный купол.

СВЯТЫНИ ГОРОДА

У святынь Петербурга есть одна особенность: многие из них закладывали и строили в память о славных событиях, чаще всего в честь побед русского оружия. Крупнейший монастырь Северной столицы – Александро-Невская лавра – основан Петром I в 1710 г. в честь победы русских войск над шведами на Неве в 1240 г. По своему положению монастырь был поставлен Петром I выше других обителей России. 30 августа 1724 г., в день третьей годовщины победы в Северной войне, по указу императора здесь поместили перенесенные из Владимира мощи Александра Невского. Первоначально весь монастырь был деревянным, но уже к 1722 г. Трезини выстроил здесь из камня двойную церковь – Благовещенскую (первый этаж) и Александра Невского

(второй этаж). К концу XVIII в., монастырь (в 1797 г. получил статус лавры) превратился в крупнейший архитектурный ансамбль Петербурга. В нем органично сочетались постройки постройки в стиле раннего и зрелого барокко (Благовещенская Александра Невского церковь, Митрополичий дом и Семинарский корпус, Федоровская церковь) и классицизма (Троицкий собор). На Лазаревском, Тихвинском, Никольском кладбищах этой лавры похоронены многие выдающиеся деятели русской истории и культуры.

Александро-Невская лавра

КАЗАНСКИЙ СОБОР – ХРАМ И ПАМЯТНИК

В 1781-1782 гг. наследник российского престола Павел Петрович путешествовал по Европе. В Риме огромное впечатление на него произвели главная святыня Вечного города – грандиозный, увенчанный громадным куполом собор Святого Петра и площадь перед ним, окруженная монументальными колоннадами. Цесаревич решил, что подобный храм должен украшать и столицу Российской империи.

Вступив на престол Павел I в 1799 г. нашел повод осуществить свою мечту. К этому времени обветшала церковь Рождества Богородицы (в народе известная как Казанская), построенная в 30-х гг. XVIII в., архитектором М. Г. Земцовым около Екатерининского канала. В церкви хранилась одна из главных реликвий

России – чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Император объявил конкурс на лучший проект нового собора, причем выдвинул условие – будущий храм должен быть похож на собор Святого Петра в Риме. В ноябре 1800 г. был утвержден проект, представленный архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным, бывшим крепостным графов Строгановых. Торжественная закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 г.

Казанский собор

Зодчему пришлось решать очень непростую задачу. Для храма был выделен вытянутый с востока на запад участок на нечетной стороне Невского проспекта, у его пересечения с Екатерининским каналом. Воронихин обратил собор к Невскому проспекту не главным (западным), а боковым (северным) фасадом. Однако архитектор нашел блестящее решение: сохранив главный вход с запада, северный фасад он зрительно превратил в главный, пристроив к нему грандиозную полукруглую колоннаду из 96 поставленных в четыре ряда колонн.

Раскрытая в сторону Невского проспекта, она образовала парадную площадь. Над колоннадой возвышается стройный и легкий купол на высоком барабане. Интерьер собора выглядит как величественный зал, разделенный на три продольные части двумя рядами высеченных из розового гранита колонн.

Собор был освещен 15 сентября 1811 г., а уже к концу следующего года стал памятником русской воинской славы. 25 декабря 1812 г. кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в храм 27 трофейных французских знамен. В 1814 г. здесь хранились уже 115 знамен и 94 ключа от крепостей и городов Европы, занятых русской армией во время заграничных походов 1813-1814 гг. В склепе у стены Казанского собора 13 июня 1813 г. был погребен фельдмаршал М. И. Кутузов.

памятник М. Б. Барклаю-де-Толли

В 1837 г. перед собором установили памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, выполненные скульптором Б. И. Орловским.

«ПЕРВЕНСТВУЮЩИЙ В ИМПЕРИИ»

До 1928 г. Исаакиевский собор был главным кафедральным храмом Петербурга и «первенствующим в империи». Его история началась еще в 1710 г. Тогда близ Адмиралтейства построили деревянную церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, на день памяти которого – 30 мая – приходился день рождения Петра I. Именно в этом храме 19 февраля 1712 г. Петр I венчался со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной. В 1717 г. деревянную церковь заменили каменной. Она располагалась приблизительно на том месте, где сейчас стоит «Медный всадник». Наконец, во второй половине XVIII в., по проекту Антонио Ринальди был построен первый Исаакиевский собор. Законченный к 1802 г., он был признан не соответствующим торжественной застройке городского центра. Уже в 1809 г. был объявлен конкурс на лучший проект нового здания. Через девять лет совершенно неожиданно император Александр I утвердил проект молодого французского архитектора Огюста Рикара де Монферрана.

Собор был заложен 26 июля 1819 г. Его сооружение, длившееся 40 лет и потребовавшее вложения гигантского труда, стало в конце концов триумфом отечественной строительной техники. В основание фундамента было забито 24 тыс. просмоленных сосновых свай. Гранит для собора добывали на берегу Финского залива, недалеко от Выборга. Заготовки для колонн доставляли в Петербург морем на специальных судах. Строители укрепляли кирпичную кладку стен гранитными прокладками, затем стены были облицованы мрамором.

С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами – выпуклыми изображениями. Монументальный объем здания завершен громадным металлическим золоченным куполом на барабане, окруженном 24 монолитными гранитными колоннами. Внутренний диаметр купола составляет 22 м, наружный – почти 26 м; на его изготовление ушло 490 т железа, 990 т чугуна, 49 т меди, 30 т бронзы.

Исаакиевский собор

Всего в храме 112 монолитных колонн различной величины, причем вес нижних достигает 114 т, а высота – 17 м. Поражают и общие размеры Исаакиевского собора: высота – 101,5 м, занимая площадь – более 1 га; вмещает храм около 12 тыс. человек. Внутри здание отделано малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором различных цветов, бронзой и позолотой.

В начале Великой Отечественной войны в подвалах Исаакиевского собора были укрыты художественные сокровища из пригородных царских усадеб. Купол для маскировки был закрашен в серый цвет, но собор все-таки получил повреждения – на его могучих колоннах можно видеть выбоины от немецких бомб и снарядов.

ВЕК РАСЦВЕТА

Среди выдающихся храмов, построенных в Петербурге в XIX в., выделяются Казанский и Исаакиевский соборы. Продолжалось и строительство военных соборов. Так, Спасо-Преображенский собор был возведен в честь победы России в войне с Турцией. Монументальный, увенчанный мощным пятиглавием храм окружен оградой из трофейных турецких пушек, соединенных цепями. Еще более монументален Троицкий собор, особенно его пять глав, среди которых выделяется громадный центральный купол на высоком, окруженном колоннами барабане.

Церковное строительство в Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. не отмечено особыми достижениями, за одним исключением, связанным с историческим событием, на этот раз трагическим. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала студент И. И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. На этом месте в 1883-1907 гг. по проекту архитекторов И. В. Макарова и А.А. Парланда был построен храм-памятник Воскресения Христова, получивший в народе название храма Спаса на Крови.

Здесь использованы приемы и формы русской архитектуры XVI -XVII столетий. В частности, почти буквально повторены многие детали московского собора Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного), расположенного на Красной площади в Москве. Фасад Спаса на Крови облицован глазурованным кирпичом, керамикой, изразцами. Авторами украшающих храм мозаик стали крупнейшие художники того времени – В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и др. Стиль внешнего оформления церкви сохранен и внутри. В отделке интерьера использованы уральские самоцветы и несколько сортов итальянского мрамора.

Храм Воскресения Христова. Спас на Крови

© дизайн, верстка Симакова Ирина

Hosted by uCoz