ГОРОД НА НЕВЕ. МОСТЫ, ЛОДКИ, ПРИСТАНИ

Санкт-Петербург – самый богатый мостами российский город. В нем, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов и мостиков. Это не удивительно для города, треть территории которого лежит на островах. Тем не менее начинался Петербург с полного отрицания мостостроения. Чтобы приучить жителей к воде, Петр I требовал преодолевать водные преграды на лодках или в крайнем случае на паромах. Мосты разрешалось строить только на улицах и дорогах, по которым перевозили важные грузы.

Именно так в 1703 г. возник первый в городе Петровский мост (с 1887 г. Иоанновский), соединивший Березовый (Городской) остров с Заячьим, где начиналось строительство Петропавловской крепости. Затем появился Аничков мост, представлявший собой несколько досок, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка), с ограждениями по обеим сторонам.

Дворцовый мост

Мосты Санкт-Петербурга являются не только путями сообщения, но и памятниками архитектуры. Сегодня под охраной государства находятся 14 из них. Начиная с 60-х гг. XX в. в городе действует программа реставрации старых мостов.

Около двух часов ночи происходит любимый «аттракцион» туристов: в городе разводят мосты. Всего в Петербурге 21 разводной мост, из них восемь перекинуты через Неву. На других реках и каналах мосты в последние годы разводят далеко не каждый день, поскольку судоходство сильно сократилось.

ЗНАМЕНИТЫЕ МОСТЫ

К 1863 г. в Петербурге был уже 181 мост. Из них самыми прославленными в городском фольклоре являются два – Аничков и Поцелуев. Первый был построен еще в 1715 г. и назван в честь полковника М. О. Аничкова, который руководил его строительством. Мост находился в центре города и перестраивался, пожалуй, чаще всех стальных. Сначала его сделали подъемным, а затем разводным. В 1741 г. он превратился в типовой мост с романтическими каменными башнями. Постепенно Аничков мост оказался узок для потока движения по Невскому. Поэтому в 1841 г. из розового гранита сложили новый мост – трехпролетный и неразводной. Вскоре скульптор П. К. Клодт предложил установить на нем свою композицию «Укрощение коня человеком», которую сначала предполагалось разместить напротив Академии художеств. Четыре прекрасных скульптуры были закончены в 1850 г. и прославили имя Клодта. Император Николай I был в восторге от коней и дарил их копии иностранным государям. В 1908 г. мост

был перестроен по проекту П. В. Щусева, однако скульптуры остались на прежних местах. Их сняли только в начале блокады и закопали в землю, обложив мешками с песком. Сам Аничков мост подвергался постоянным обстрелам, за что блокадники прозвали его Пронеси, Господи. Только в апреле 1945 г., когда ходить по нему стало уже не опасно, коней торжественно водрузили на прежнее место.

Аничков мост

С Аничковым мостом по популярности соперничает Поцелуев – в немалой степени из-за необычного названия. Сначала это был небольшой деревянный мост через Мойку, построенный в 1738 г. Название он получил по расположенному рядом трактиру купца Поцелуева. Однако петербуржцев не устраивало такое простое объяснение. До сих пор многие считают, что на мосту, который ведет к воротам Флотского экипажа, моряки прощаясь со своими подругами, обменивались прощальными поцелуями. В 1816 г. старый деревянный мост был заменен чугунным, а в 1908 г. – железным. Его романтический облик дополняют гранитные обелиски с четырехгранными фонарями. Мост особенно красив в сумерки, и многие влюбленные (в основном туристы) действительно ходят туда целоваться.

В 1937 г. был построен первый железнодорожный мост на Обводном канале. Позже стали возводить мосты, предназначенные для проезда транспорта, - крытые булыжником, а потом и асфальтом. На металлических мостах, построенных в 70-х гг. XIX в., проложили рельсы для конки. Таким были варшавский, Поцелуев, Второй Садовый и другие мосты. В 1913 г. по проекту датской фирмы был сооружен первый железнодорожный мост через Неву – Финляндский. Его общая длина с подходами составляла 1130 м. в конце 80-х гг. рядом с обветшавшим старым мостом прямо на воде собрали новый такой же длины.

Троицкий мост

В 1908 г. начали возводить Большеохтинский (или просто Охтинский) мост длиной 335 м. Его строительство планировалось давно, но деньги в городской казне нашлись только тогда, когда при переправе на Охту затонул пароход с рабочими. Мост строила группа инженеров во главе с Г. Г. Кривошеиным, которого часто упрекали в «голом рационализме». Действительно, рямые линии моста были лишены архитектурных излишеств и не гармонировали с убранством Смольного монастыря, где он начинался. Однако эти черты Большеохтинского моста повторились и в других больших мостах, в том числе Дворцовом, соединившем в 1916 г. Дворцовую набережную с Васильевским островом. Инженер А. П. Пшеницкий впервые в мире соорудил в центре трехшарнирную разводную арку. Уже в годы советской власти Дворцовый мост украсили узорной решеткой, а его опоры – парапетами из розового гранита. Охтинский мост так и остался без украшений и до сих пор считается самым невыразительным.

© дизайн, верстка Симакова Ирина

Hosted by uCoz