ПРИГОРОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дворцовые ансамбли, которые возникли в XVIII-XIX столетиях вокруг Санкт-Петербурга, по праву считаются жемчужинами мировой архитектуры и садово-паркового искусства. В наши дни они стали настоящей Меккой для туристов, посещающих Северную столицу России. Эти дворцы, первоначально игравшие роль царских загородных резиденций, очень скоро оказались окружены целым «созвездием» усадеб петербургской чиновной знати.

В середине XIX в. на берегах Финского залива появилось множество дач: все состоятельные жители Петербурга стремились проводить время на природе. В Царском Селе, под Петергофом, Гатчиной и в Павловске строятся особняки, где, по выражению Осипа Мандельштама, «однодумы-генералы свой коротают век усталый, читая «Ниву» и Дюма».

Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду

В 1918 г. бывшие царские резиденции были объявлены музеями. Началась работа по упорядочению хранившихся в них коллекций произведения искусства, а по залам дворцов прошли первые экскурсии.

ПЕТРОДВОРЕЦ

Величественное ярко-желтое здание дворца в обрамлении темной зелени парка и золотом сиянии фонтанов Большого каскада – первое, что видит турист, который подплывает к Петродворцу (до 1944 г. Петергоф) на катере со стороны Финского залива. Зрелище кажется настолько цельным, что трудно поверить, будто и дворец, и парк, и бесчисленные водометы много раз перестраивались разными архитекторами.

Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Петр I – в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Работы начались в 1712 г. Приглашенный в Россию французский архитектор Ж. Б.

Леблон придал загородной резиденции царя подчеркнуто парадный облик. Он соорудил сквозной вестибюль с колоннами, проделал широкие двери и окна в итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью. С самого начала строительства дворец постоянно подтапливало, и тогда Леблон построил подземный акведук для отвода вод из подвала.

Петродворец

В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца в стиле барокко. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовыми панелями. В 1745 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны В. В. Растрелли начал перестраивать здание: увеличил центральную часть дворца, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами – Церковным и Гербовым. В таком виде дворец дошел до наших дней.

Петергофские парки завораживали путешественников прошлого едва ли не сильнее, чем сам императорский дворец. «Сад очень велик, с красивыми длинными беседками, планами, шпалерами, воротами и фигурами из… тонкой жести», - писал в 1735 г. шведский историк К. Р. Берк. «Местность приятная, так как расположена непосредственно у реки Невы… - вторил ему датчанин П. фон Хавен, - сад нив чем не уступает Версальскому. И это тем более удивительно, что он находится почти под шестидесятым градусом северной широты… деньги, искусство и усердие заменили Петергофу то, в чем отказала ему природа».

Нижний парк

ПЕТEРГОФСКИЙ ФОНТАННЫЙ ВОДОВОД

По приказанию Петра I в 1721 г. был проложен Петергофский водовод. На Ропшинской возвышенности примерно в 20 км от Верхнего сада были обнаружены источники ледниковой воды. Именно от них рабочие провели канал, ширина которого превышала 6 м, а глубина 2 м. систему водопроводов разработали итальянские инженеры. Ко времени официального открытия Петергофа в 1723 г. были построены Большой и Марлинский каскады и действовало 16 фонтанов, вода из которых била на 21 м. позднее архитектор В. В. Растрелли украсил большой каскад скульптурной группой «Самсон, разрывающий пасть льва». На оси Марлинской аллеи были установлены фонтаны Адам (1722 г.) и Ева (1726 г.), выполненные в Италии венецианским скульптором Д. Бонацца.

Фонтаны верхнего парка Фонтаны нижнего парка

Петергофские водные каскады производили сильное впечатление на посетителей парка. Они били выше знаменитых фонтанов Версаля и могли работать не четыре часа, как в резиденции французских королей, а круглые сутки. «Посреди сада стоит фонтан-дуб» (из свинца), извергающий воду из всех листов, - писал шведский путешественник К. Р. Берк. – Вокруг дерева лежат тритоны, наяды и дельфины, тоже исторгающие воду… по берегам канала на всем его протяжении стоят подстриженные ели и маленькие водометы в виде кораблей».

ЦАРСКОЕ СЕЛО

Екатерининский дворец в Царском Селе долгие годы являлся официальной резиденцией российских императоров. По приказу Петра I архитектор И. Ф. Браунштейн возвел здесь небольшое двухэтажное здание «о шестнадцати светлицах». Лишь в 40-х гг. XVIII в. началось большое строительство. Новый дворцовый комплекс был призван удовлетворить изысканные вкусы императрицы Елизаветы Петровны, любившей роскошь. Знакомый нам облик придал дворцу в 1756 г. архитектор В. В. Растрелли.

Одним из самых торжественных мест дворца является Парадная лестница, идущая во всю его высоту. Она выполнена в 1860 г. архитектором И. А. Монигетти. Лепка, покрывающая стены и потолок, сочетается с белым мрамором ступеней и оттеняет яркие цветовые пятна старинных китайских и японских фарфоровых ваз.

Главный парадный интерьер Екатерининского дворца – Большой зал, созданный Растрелли, - щедро украшен деревянной позолоченной резьбой. Архитектор обладал неистощимой фантазией и не повторялся ни в одном из своих многочисленных творений. Обилие окон и зеркал, отражающих свет, создает полное впечатление безграничности зала. А живописный плафон, занимающий весь потолок, уводит взгляд зрителя в бесконечное пространство.

Царскосельский сад, разбитый перед Екатерининским дворцом, своей парадной красотой подчеркивает роскошь здания. Наиболее старая, прилегающая к дворцу часть сада представляет собой регулярный, или правильный парк с геометрически четкой планировкой. Длинные террасы, уступами спускающиеся к воде, украшены рисунками из толченого кирпича, угля и гравия. Зеркальные пруды как вставлены в каменные рамы. Вокруг павильона Нижняя ванна современные садовники воссоздали часть парка по эскизам XVIII в. Кроны деревьев пострижены в форме шаров, кустарники образуют шпалеру – живую изгородь, прихотливые изгибы которой делят пространство на множество укромных уголков.

Екатерининский дворец

Екатерининский парк украшен мраморными скульптурами итальянских мастеров начала XVIII в. Герои античной мифологии – Геркулес, Персей, Андромеда – соседствуют с такими аллегорическими композициями, как «Мир», «Слава», «Воинская доблесть», прославляющими победу России в Северной войне. В конце главной аллеи Растрелли выстроил павильон Эрмитаж (1754 г.) – маленькую столовую, в которой находился механизм, позволявший поднимать на второй этаж полностью сервированный стол.

© дизайн, верстка Симакова Ирина

Hosted by uCoz